Главная задача Интернет ресурса Эйнуллы Фатуллаева haqqin.az, судя по всему, заключается в создании не просто положительного образа Ильхама Алиева. Такая задача могла бы поставлена перед любым финансируемым из госказны изданием во многих странах с авторитарными или тоталитарными режимами. Но не в Азербайджане. Тут задача более масштабная и более высокой планки: вбить в голову азербайджанцев, конечно, в первую очередь тех, кто живет в Азербайджанской Республике, твердое представление о непогрешимости в первую очередь Гейдара и Ильхама Алиевых. А из этого вытекает непогрешимость и всего алиевского клана. Эйнулла Фатуллаев и его команда решением этой задачи занимаются ежедневно, с упорством, видимо, не жалея сил, чтобы честно заслужить те масштабные народные средства, которые вкладываются в его проект.
В этой заметке коснемся лишь одного автора, работающего на Эйнуллу. Это Эмиль Агаев. Это имя мне знакомо с семидесятых годов, когда Литературную газету, которую в Сальяне выписывали всего несколько человек, в том числе доктор Шарова, с которой я имел счастье быть знакомым. Литературку первое время я брал у Клавдии Флегонтовной и читал с помощью словарей. Г-н Агаев был собкором этой газеты по Азербайджану. О чем конкретно были его материалы, конечно, я не помню. Но тогда все собкоры по Азербайджану крупных союзных изданий решали тоже главную задачу: создать более чем положительный (близко к непогрешимости) образ Гейдара Алиева. Эти русскоязычные авторы информаривали союзного читателя о неустанной и беспощадной борьбе против корропции, которую вел Гейдар Алиевич.
Между тем именно с приходом к власти Гейдара Алиева в 1969 году Азербайджан целиком и бесповоротно, теперь это уже понятно, погрузился в коррупцю. Представьте себе: все в Азербайджане знали, что в республике не собирается даже треть того хлопка, о котором официально докладывали Москве. Так же было с другими сферами сельского хозяйства. Республика при Алиеве-старшем тринадцать лет подряд становилась победетелем соцсоревнования по сельскому хозяйству. Между тем в магазинах Азербайджана было пусто, азербайджанцы за продуктами ездили в соседнюю Грузию или в Россию. «Широко шагает Азербайджан… по магазинам Грузии» — это ведь не на мустом месте появилось… (Конечно, Эмилю Агаеву, питавшемуся в столовой ЦК, все эти трудности были неведомы). Гейдар Алиев, которого вся госпропаганда навязывает все новым поколениям как человека, всего себя отдавшего народу, жестоко держал на хлопковых полях до середины ноября детей этого народа, начиная с одиннадцатилетнего возраста – я сам из села, сам в раннем возрасте собирал хлопок, пропуская треть учебного года. Много лет я работал еще сельским учителем, так что все это знаю не по наслышке. Октябрь, ноябрь – это постоянные дожди. Так детей заставляли собирать хлопок даже под проливыными дождями, даже тогда, когда хлопка практически не было. Все делалось для сводки, моло, идет полным ходом сбор «белого золота». Человек, заботящийся о народе, разве так мог относиться к детям, к их образованию? Кроме сбора хлопка, была еще прополка, на что уходил еще месяц. Так что мы учились, еслы вычесть еще каникулы осенние и весенние, всего четыре-пять месяцев. И стоит ли удивляться, что в Азербайджане так много дипломированных людей и так много неучей? Разве мы не знаем, кто виноват?
Как только начинался сбор хлопка, во всех районах негласно вводился чрезвычайное положение, дорогие перекрывались, люди никуда не могли ездить, даже навестить больных в больницах не разрешали, большая часть персонала больниц тоже находился на поле. Такой вот феодальный режим был создан Гейдаром Алиевым в Азербайджане в семидесятые годы и этот режим воспевался в союзных изданиях, по центральному телевидению такими беспринципными и продажными людьми, как Эмиль Агаев.
Еще об одна важная подробность: в семидесятые годы как в Узбекистане,, как и в Азербайджане, на хлопковых полях широко применялись пестициды, давно к тому времени запрещенные в других странах. Именно из-за них многие тогда перенесли гепатит. Лично две моих племянницы переболели гепатитом. Бывали смертельные случаи, но и выздоровевшие на всю жизнь практически оставались инвалидами.
Личный мой опыт связан только с хлопкон, потому что я из Сальяна. Но дети выращивали табак, щелкопряды, овощи, фрукты… Нормально, круглый год, без отрыва можно было учиться только в русских школах. Учеников этих школ на сельхозработы не привлекали, они были привилегированными. Это, кстати, к вопросу о беспредельной патриотичности Гейдара Алиева. Сельское население при нем было быдлом, на людей из сельских местностей в Баку смотрели как на граждан второго сорта, а русскоязычные товарищи, как Эмиль Агаев, их вообще за людей не считали — это я говорю по собственному опыту. Я в семидесятые был заочником, во время сессий в Баку иногда останавливался в гостиницах. И собственными глазами видел, как гостиничные служащие, категорически отказывающиеся говорить по-азербайджански, оскорбительно обращались с приехавщими из сельских местностей соотечественниками. Ведь русскоязычное население образовало привилегированную касту именно при Гейдаре Алиеве, став практически субэтносом. Только нахчыванцы, его земляки, хотя, надо полагать не все из них, пользовались особым положением…
Эмиль Агаев в последней своей публикации выражает свое восхищение Лукашенко и напоминает, что Гейдар Алиев таким руководителем и был – требовательный к чиновникам, и демократичный с журналистами. Это, конечно, ложь во имя великой задачи, о которой упомянуто выше. К каким чиновникам Г. Алиев был взыскателен? Так значительное количество больших должностей занимали его родственники, родственники его родственников, земляки. Не при нем же разом все нахчыванцы стали светилами науки и захватили Академию наук, университет? Не его покойный брат много лет «заправлял» в Медиинституте? Человек, который ныне в азербайджанском правительстве занимает большой пост, лично мне поведал (начало восьмидесятых), что все денежные потоки, то есть все взятки в мединституте проходят через Агиля Алиева… Разве мы не знали, что место первого секретаря в районах стоит огромных денег? Разве все должности в МВД не продавались? А ректоры вузов как назначались? Главврачи больниц? Место уборщицы в детском саде сколько стоил? Кажется сто советских рублей? Не правда ли, господин Агаев?
Что касается отношения к журналистам… Да какая жарналистика в Азербайджане, тем более в советское время. Да все газеты тогда занимались восхвалением двух вождей – Алиева и Брежнева. Более или менее либерально настроенные творческие люди, как Анар, Рустам Ибрагимбеков и другие быстро продались и, тоже встав на задние лапы, стали служить нуждам алиевского клана…
Эмилю Агаеву под восемьдесят. Мне тоже лет много. Но он все равно значительно старше меня. Мне следовало бы определенный такт в заочном разговоре с ним соблюдать. Но этот человек сам ставит себя за грань всех этических норм, продолжая в таком престарелом возрасте промывать мозги своих сограждан, с которыми он, уверен, никогда на родном языке не разговаривал. Особенно это возмутительно, когда лучшие люди Азербайджана, в том числе журналисты, томятся в алиевских застенках исключиельно за попытку осуществить своо конситуционное право на свобду выражения…